В Тульской области – 34 тысячи юридических лиц и 36 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП). В экономике региона занято свыше 600 тысяч человек. За 2014 год процедуру оценки условий труда прошли более 500 предприятий, учреждений и организаций, около 21 тысячи рабочих мест.
Пока не прошли – более 50 тысяч юрлиц и ИП с общим количеством занятых сотрудников свыше 550 тысяч человек. Оценку условий труда на этих рабочих местах нужно завершить до конца 2018 года. Три с половиной года – не так долго.
Россия несколько лет является членом Всемирной Торговой организации и поэтапно переходит на международные стандарты и нормативы по самым разным проблемам и отраслям. В том числе – в вопросах организации охраны труда. Кроме того, есть рекомендации Международной Организации Труда. В связи с чем с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Вместо процедуры аттестации рабочих мест (АРМ) была введена специальная оценка условий труда (СОУТ).
СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) их условий на рабочих местах.
Это физические, химические и биологические факторы, тяжесть, напряженность трудового процесса, а также оценка эффективности средств индивидуальной защиты.
Сам порядок проведения этапов процедуры оценки таков. Сначала – идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Она осуществляется экспертами организации, проводящей СОУТ. Затем проводятся инструментальные замеры на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды. После этого – оформление результатов проведенной специальной оценки. И предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных (реестры) уполномоченных государственных органов (в настоящее время в территориальные структуры Федеральные службы по труду и занятости).
Работодатель обязан представить необходимые документы организации, осуществляющей проведение такой оценки. Кроме того, письменно ознакомить каждого работника с результатами СОУТ. Если нужно – дать работнику разъяснения по вопросам и итогам проведения специальной оценки. И реализовать мероприятия по улучшению условий труда.
Каждый работник проверяемой организации, со своей стороны, имеет право участвовать в проведение СОУТ. Если что-то неясно – обратиться к работодателю за разъяснением процедуры проведения СОУТ. Обязательно ознакомиться с ее результатами. В случае несогласия – может обжаловать в территориальном органах исполнительной власти в сфере труда.
Срок действия материалов по специальной оценке – 5 лет с момент ее проведения. СОУТ рабочих мест сотрудников, профессии которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также рабочих мест, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, необходимо было провести до конца 2014 года. С 2015 года за не проведение СОУТ предусмотрены административные штрафы.
Качественное проведение оценки позволяет работодателю снизить риски производственных травм и профессиональных заболеваний. А также уменьшить налоги на социальное страхование до 40%. Плюс – компенсировать затраты на специальную оценку условий труда за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И – уменьшить единый социальный налог путем начисления в состав заработной платы компенсационных выплат.
Сама процедура СОУТ призвана уменьшить количество оцениваемых факторов на рабочих местах. Таким образом, оценка станет проще, чем недавняя АРМ. Но ответственность за своевременность и правильность ее проведения возрастет. В частности, за нарушения процедуры проведения и несоблюдение сроков предусмотрены штрафные санкции.
Появилась возможность декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Речь идет о тех местах, в отношении которых не выявлены потенциально вредные и опасные факторы.
Очень актуален вопрос о том, какие именно организации имеют право на проведение СОУТ. Еще со времен проведения аттестации рабочих мест существуют фирмы, которые занимаются имитацией услуги и предлагают оформить комплект документов по СОУТ без проведения необходимых работ и испытаний за «очень низкие цены». Например, если в среднем по экономике России стоимость проверки специальных условий труда составляет 2404 рубля за одно рабочее место, то «коммерсанты» готовы выдать документы из расчета 300-500 рублей.
Руководители предприятий, соглашаясь на фальсификацию, становятся на опасный путь. Ведь «проверяющие» на самом деле ничего не оценивают, а лишь оформляют результаты с придуманными цифрами. И если в отношении тех же офисных работников подлог может быть выявлен не сразу (хотя и здесь правда проявит себя), то для производственных помещений, где ведутся работы с использованием химических соединений, меняется температурный режим, идет очистка воздуха, несоответствие «отчетов» реальному положению дел будет видно сразу. Достаточно одного заявления о нарушениях условий труда от сотрудников предприятия или проверки со стороны органов исполнительной власти в сфере труда, и подлог будет обнаружен.
Не будем называть предприятия, но в Тульской области такие единичные факты имеются. Пока дело ограничилось тем, что «подставную» работу по СОУТ не зачли. Придется проводить реальную оценку условий труда и принимать меры к устранению выявленных недостатков в этом вопросе.
Рынок услуг по специальной оценке условий труда переживает переходный период. Вводятся дополнительные требования к лабораториям, повышается ответственность экспертов. На что обратить внимание при выборе организации по проведению СОУТ?
В уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно фигурировать проведение СОУТ. Кроме того, она должна иметь в штате не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. В том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Также обязательно наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом РФ по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ. Причем областью аккредитации должно являться проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года включительно.
Наконец, такая фирма может обеспечивать исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, и по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям – заказчикам проведения специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась СОУТ, и (или) иным лицам, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.
Офис: Тула, ул. Луначарского, д.25, оф.8
телефон/факс: 8 (4872)47- 34- 40.
Моб. тел.: 8-910-160 -55-55.