Проведение СОУТ в Туле, цена одного рабочего места | Стоимость аттестации рабочих мест
Заказать услугу
ФИО
email
Сообщение
Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие

на обработку моих персональных данных, в соответствии

с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ

«О персональных данных», на условиях и для целей,

определенных в Согласии на обработку персональных данных
Рассчитать
стоимость работ

Скачать файл с анкетой

ФИО
email
Сообщение
Прикрепить файл

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие

на обработку моих персональных данных, в соответствии

с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ

«О персональных данных», на условиях и для целей,

определенных в Согласии на обработку персональных данных
Задать вопрос/
обратная связь
ФИО
email
Ваш вопрос
Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие

на обработку моих персональных данных, в соответствии

с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ

«О персональных данных», на условиях и для целей,

определенных в Согласии на обработку персональных данных
Фон

СОУТ — специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все без исключения работодатели, а также индивидуальные предприниматели, заключившие трудовые отношения с физическими лицами.
Индивидуальные предприниматели, у которых нет физических лиц, заключивших с ними трудовые отношения, не являются работодателями. Следовательно, проведение специальной оценки условий труда не требуется. Но как только данный индивидуальный предприниматель заключит трудовые отношения с физическим лицом, проведение специальной оценки условий труда будет обязательной на вновь организованном рабочем месте.
Также, в соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ № 426-ФЗ определено, что не требуется проведение специальной оценки условий труда в отношении надомников и дистанционных работников.
Организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать обязательным требованиям:
  1. в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должен быть указан вид деятельности «проведение специальной оценки условий труда»;
  2. наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  3. наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом РФ по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
И еще одно немаловажное требование, которое предъявляется к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, – это то, что они должны быть независимыми.
Наша организация соответствует всем требованиям, что и подтверждено внесением нас в реестр организаций оказывающих услуги по специальной оценке условий труда!
соут
Основными показателями условий труда, которые исследуются при проведении СОУТ. Это – физические, химические и биологические факторы, тяжесть, напряженность трудового процесса, а также оценка эффективности средств индивидуальной защиты.
Проведение процедуры оценки начинается с идентификации потенциально вредных и опасных факторов, которая осуществляется экспертами нашей организации. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи разрабатывается и утверждается Министерством труда.
После процедуры идентификации проводятся инструментальные замеры на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды. Затем – оформление результатов проведенной специальной оценки в виде отчета, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
  1. сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям Федерального закона требованиям;
  2. перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  3. карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  4. протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  5. протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  6. протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);
  7. сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  8. перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  9. заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Отчетные материалы по результатам специальной оценки предоставляются в базы данных (реестры) уполномоченных государственных органов (в данном случае – в территориальные структуры Министерства труда и социальной защиты РФ).

соут
Работодатель обязан представить необходимые документы организации, осуществляющей проведение такой оценки. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Кроме того, следует дать работнику необходимые разъяснения по всем вопросам, касающимся проведения специальной оценки условий труда.
Согласно статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Если же на рабочих местах до конца 2013 года была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальную оценку условий труда следует проводить через пять лет после издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчета об аттестации. При вступлении Федерального закона № 426-ФЗ в силу законодатель предусмотрел переходный период. Аттестация рабочих мест не утрачивает силу и будет действительна.
С 1 января 2015 года в случае отказа от проведения специальной оценки применяется статья 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., а для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.
Правда, предусмотрен и более мягкий вариант наказания – предупреждение. Однако, если нарушение будет совершено повторно, то размер штрафа существенно увеличивается и составляет для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 руб. до 200 000 руб.
За аналогичные повторные нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица не могут подвергаться административному наказанию и могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановлена на срок до 90 суток.
Если в условиях отсутствия проведения специальной оценки на предприятии произошел несчастный случай, то руководителя могут привлечь и к уголовной ответственности по статье 143 Уголовного кодекса РФ.
Данная статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания – исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.
В случае же смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.
Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
  1. при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. при получении работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями требований настоящего Федерального закона;
  3. при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, способном оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. при изменении состава применяемых материалов и (или) сырья, способном оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. при изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способном оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. если на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или если выявлено профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

О специальной оценке для условий труда

СОУТ – процедура, проводимая по отношении к единичным компаниям и связанная с выполнением рабочих обязанностей. Под термином понимают целый комплекс мероприятий, направленных на идентификацию опасностей и вредных явлений для производственной деятельности. Отдельно надо проверить, как на граждан влияют характеристики окружающей среды. Классы и подклассы устанавливают, когда известны итоговые цифры и показатели.
Для общего правила не существует исключений, его обязаны соблюдать все, как и заниматься этим вопросом периодически. Те же обстоятельства действуют в отношении индивидуальных предпринимателей, если у них есть те, кто предполагает официальные отношения с оформлением.
Если у индивидуальных предпринимателей нет физических лиц, с которыми были бы подписаны трудовые договора – то они и не могут считаться работодателями в прямом смысле этого слова. Поэтому контроль со стороны заинтересованных граждан не нужен. Но актуальность увеличивается, как только составляют хотя бы один соответствующий документ. Все нормативы обязаны выполнить для любой части компаний, которые вновь организуют.
Стоит помнить и о статье 3 Федерального закона №426-ФЗ. Надомники и дистанционные работники тоже не относятся к таким нормативам, их выполнении на практике.
Без соответствий определённым нормам нельзя обойтись, если решение вопросов не вызывает сомнений у директоров:
Структурное подразделение с лабораториями, имеющими право на испытания и их реализацию.
Для участников рыночных отношений важна аккредитационная проверка со стороны национального контролирующего органа России. Порядок документирования этого факта установлен на законодательном уровне. Составляют подтверждение для основной сферы деятельности – выявление того, что оказывает негативное влияние. Речь чаще о медицинских специалистах, связанных с личной и производственной гигиеной.

Итог – обязанность утвердить должности минимум для пяти приглашённых, связанных с такой деятельностью. Для одного из специалистов обязательно высшее образование по выбранной специальности. Для остальных нужно наличие официальных лицензий и аккредитации.

«Проведение специальной оценки условий труда» – указание, которое официально присутствует минимум в одной из бумаг, утверждённых директорами.
Ещё одно требование, которое обязательно для всех заинтересованных сторон – чтобы организации, проводящие испытания, оставались независимыми, насколько это возможно.
Нашу фирму давно внесли в реестр компаний, которые имеют право организовать подобные мероприятия. Поэтому можно не сомневаться в качестве оказываемых услуг и законности самой работы.

Проводя СОУТ, надо опираться на несколько основных показателей. К ним относятся такие критерии:

  1. Эксперт пишет свои заключения.
  2. Рекомендации по дальнейшему улучшению.
  3. Сводная ведомость, с подробной описанной оценкой.
  4. Протокол, если по определённым причинам решить вопрос не удаётся.
  5. Письменная фиксация для всех действий, выполняемых за промежуток времени.
  6. Карты, где эксперт пишет, какой класс труда надо установить в том или ином случае.
  7. Список с территориями, требующими исследований из-за выявления факторов.

Карта в соответствии с классификатором трудовых условий оформляется для каждой заинтересованной стороны. Классификация предполагает такие явления:

  • Вредные.
  • Допустимые.
  • Оптимальные.
Каждый из членов комиссии ставит свою подпись на отчёте. Председатель утверждает документ, если не выявлено никаких противоречий. У участников таких объединений есть право оформить мотивированное мнение, если вынесенный вердикт вызывает сомнения. Это приложение к отчёту, без которого не обойтись при продолжении эксплуатации.
Инструкции для заполнения бумаг, формы отчётности регулируются федеральными органами исполнительной власти. То же самое касается государственной политики по охране труда, выработки основных положений с их реализацией, регулирования на нормативно-правовом уровне.
Базы данных или реестры получают все данные, зафиксированные в письменной форме. При таких обстоятельствах главными уполномоченными становятся территориальные структуры Министерства труда, социальной защиты в РФ.
Любой, кто проводит проверки, получает сводку с показателями с письменной фиксацией. Те же требования предъявляются к ознакомлению подчинённых с тем, как именно и что организуется, какие процессы связаны с вопросом. С момента, когда утверждён отчёт, должно пройти не больше 30 дней, прежде чем и сотрудники получат необходимую информацию.

Из периода исключают:

  • Междувахтовый отдых.
  • Отпуска и командировки.
  • Временную нетрудоспособность подчинённых.
Появление непонятных моментов предполагает обращение за консультацией и разъяснениями.
Стоит упомянуть и 8 статью №426-ФЗ. Там говорят, что оценку применяют с минимальной периодичностью раз каждые пять лет. Через пять лет после того, как издан приказ о переаттестации, правило действует для фирм, решивших проблему до конца 2014 года. Учитывается и момент, когда такой отчёт был окончательно утверждён. Когда №426ФЗ только вступал в силу, законодатели предусмотрели наличие некоторого переходного периода. Действие аттестации продолжается, если раньше проверка была проведена, не нарушены требований текущего законодательства.
5.27.1 КоАП РФ – статья наказания, которая действует по отношению к тем, кто отказывается от проведения процедуры после 2015 года. Должностные лица и ИП платят штрафы в размерах 5-10 тысяч рублей. ООО должны будут отдать 60-80 000, если нарушения выявлены.
Предупреждение считается более мягким вариантом воздействия. Увеличение взысканий со счетов предусмотрено для тех, кто допускает повторные правонарушения. Тогда должностные лица и ИП отдают 30-40 тысяч рублей, юридические лица – от 100 до 200 000.
Административные виды ограничений не применяются в случае с повторными нарушениями, суть которых – в том же, что и в предыдущих случаях. Допускается дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. На срок до 90 суток могут приостановить деятельность того, кто связан с рынком.
Иногда случается так, что здоровье или жизнь пострадали, а ранее решением вопроса не озаботились, своевременно ничего не провели. Тогда для руководителей допустимы уголовные меры ограничения, в соответствии со статьёй 143 УК РФ.
По этой статье применяют взыскания в виде 400 000. Либо вычитают заработную плату, другой вид доходов на протяжении последних 18 месяцев. Ещё одно ограничение – общественная работа на срок до 1 года. На то же время могут лишить гражданина свободы.
Заключение под стражу актуально для тех, у кого не просто пострадало здоровье других людей, а последовала смерть. Период принудительных работ в этом случае расширяется до 2-4 лет. На время от 5 лет и больше назначают, если умирает сразу несколько человек.

Выполнение даже одного пункта приводит к тому, что правило будет актуальным для руководства:

  1. Отправка соответствующих предупреждений со стороны выборных органов и первичных организаций профсоюза. Либо когда-то же самое делает другой орган, представляющий интересы второй стороны.
  2. Когда на производстве выявили несчастные случаи. Исключения делают только, когда доказана вина третьих лиц в произошедшем. Или, когда появляются заболевания, возникшие из-за объектов для выполнения обязанностей.
  3. Когда меняются средства, организующие коллективную или индивидуальную защиту для персонала. Тем более, если эти самые средства влияют на уровень вредного воздействия на организм.
  4. Те же действия, но по отношению к материалам и сырью, от которых зависит вредное воздействие, его поглощение.
  5. Коррекция путём замены технологических процессов вместе с оборудованием.
  6. После того, как работодатель получил предписание со стороны государственного инспектора по труду. На бумаге фиксируют любые противоречия и нюансы, выявленные на практике.
  7. Введение в эксплуатацию вновь организованного объекта для исполнения обязанностей.

О практическом применении результатов оценки трудовых условий

После решения каждого вопроса получают сведения, которые помогают со следующими целями на практике:

  1. При достижении целей, соответствующих федеральным законам и другим нормативным актам, действующим на территории РФ.
  2. Оценка уровней профессионального риска.
  3. Принятия решений о введении ограничений для отдельных категорий.
  4. Определение нужного санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения для сотрудников. Объём и условия предоставления тоже определяются на основании действующих нормативов по оценке труда.
  5. Рассмотрение любых споров между руководством и подчинённых, если эти разногласия связаны с обеспечением безопасности при исполнении обязанностей.
  6. Решить вопрос, связано ли негативное последствие у одного или нескольких работников с опасными и негативными факторами, присутствующими на предприятии.
  7. Расследование случаев с профессиональными травмами, заболеваниями.
  8. Подготовить статистические отчёты по трудовым условиям.
  9. Поиск обоснований для финансирования любых действий, направленных на улучшение показателей. С учётом социального страхования.
  10. Рассчитать взносы и скидки по соцстрахованию. Надо учесть, какие у каждого рабочего места установлены классы, подклассы.
  11. Внести корректировки по существующим тарифам в зависимости от того, какие сложились условия.
  12. При контакте с негативным влиянием рассчитывают на компенсации, получение и контроль со стороны директоров.
  13. Выявление того, как лучше заниматься медицинскими осмотрами для граждан, по плану и без его разработки.
  14. Cредства для защиты коллектива на территории фирмы.
  15. Использование средств индивидуальной защиты.
  16. Предоставление информации относительно рисков, которые существуют. Сообщают о мерах защиты, которые применяются, чтобы решить существующие вопросы. Гарантии и компенсации тоже не должны ни от кого скрываться.

Подробнее об уголовной ответственности

Статья 143 УК РФ как раз регулирует нарушение требований по охране труда со стороны лиц, ответственных за их выполнение. Тем более – если из-за этого здоровье человека достаточно сильно пострадало.

Наказания делят на следующие виды:

  • На 5 лет и больше лишают свободы, если из-за нарушения кто-то умер.
  • На 4 года лишают свободы, если смерть произошла по причине нарушений, но не намеренно.
  • Ограничения, мешающие на некоторое время занимать определённые должности.
  • Лишение свободы на 1 год.
  • Штрафы до 400 тысяч рублей.
Неприятности появляются и у тех, кто непосредственно выполнял обязанности. К примеру, если все вопросы решили, но требования действующих нормативов не соблюдены. 20-30 тысяч рублей – размер штрафов для самих экспертов. Организации в таких ситуациях платят от 70 до 100 тысяч рублей.
В итоге можно сказать, что для всех участников на рынке обязательность не вызывает вопросов. Это требуется, чтобы условия для подчинённых постепенно улучшались и налаживались. Федеральный контроль эффективности для таких мероприятий проводят отдельно.
Кого избавляют от необходимости проводить мероприятие?

Есть несколько категорий компаний, для которых допустимо послабление.

  • Где сотрудников вообще нет.
  • Например, работает вообще один – тот, кто является генеральным директором. Офисное помещение отсутствует, все обязанности выполняются из дома. Предмет оценки тоже не существует, потому мероприятие и не требуется. При отсутствии сотрудников у ИП применяют то же правило.
  • Нет рабочих мест.
  • Особенно актуально при удалённой работе, которая применяется повсеместно. Дистанционные и надомные работники не нуждаются в процедуре по оценке рабочих условий. Это касается и случаев, когда соответствующие требования изначально прописаны в договоре. То же касается вакантных должностей. Значит, она есть и существует, но пока нет подчинённого.
  • Обычные люди.
На физических лиц указанные выше требования тоже не будут распространяться.
Составление и подписание отчётов о результатах

Такой документ включает сведения со следующим характером:

  1. Классификация условий.
  2. Список мест, в отношении которых проводили процедуру.
  3. Подробное описание исполнителя.
  4. Данные на руководителей предприятия.
Обязательное приложение – документ, где приведены дальнейшие рекомендации для улучшения существующей ситуации. В государственную систему учёта такие бумаги передают максимум спустя 10 суток после проведения всех мероприятий. Специальные декларации составляют только на тех подчинённых, по отношению к которым действительно выявлены некоторые проблемы.

Изучение результатов сотрудниками

С результатами заинтересованных граждан надо ознакомить не позднее, чем через 30 суток после завершения процедуры. Внеплановые и внеочередные отпуска вместе с выходными днями из этого подсчёта исключают. То же касается междусменного отдыха, больничных и командировок.
Если участников всё устраивает – они в обязательном порядке проставляют подписи на документе. Это важно, поскольку при наличии опасных факторов допустимо увеличение заработной платы, либо сокращение рабочего времени.

Дополнительные рекомендации

Сами исполнители следят за набором следующих подтверждений:

  • Сертификаты самих экспертов.
  • Аттестат аккредитации для лаборатории.
  • Уведомление о внесении в соответствующий реестр.
Если всё это есть – сомневаться в качестве выполненных работ не придётся. Оно сохранит высокий уровень.
На сайте МинТруда России при необходимости проверяют соответствие указанных бумаг всем законодательным нормативам. Сейчас на рынке вполне реально выбрать исполнителей, которые гарантируют качественную работу при сохранении низкой стоимости услуги.
Главное – помнить, что с документами, которые будут получены на выходе, компания продолжает работать минимум 5 лет.
Любой вправе подать жалобу вышестоящей инстанции, если хоть одно из положений в отчётах вызывает сомнения. При последующей проверке велика вероятность внеплановых мероприятий по отношению к той или иной фирме. Поэтому лучше с самого начала проследить за тем, чтобы вопросы были решены грамотно.

База МинТруда тоже включает определённые сведения относительно каждого из работодателей:

  1. СНИЛСы работников вместе с номерами мест и общей численностью.
  2. ИНН.
  3. Основной номер для регистрации.
  4. Полное наименование компании.
Рекомендуется сверяться несколько раз с результатами, иначе могут возникнуть некоторые проблемы с бумагами и их действительностью.
Декларации тоже помогут проверить, насколько опасные складываются ситуации для конкретной фирмы и её руководства, подчинённых.
Любая декларация продолжает действовать на протяжении 5 лет после первоначальной выдачи. Это правило совпадает с общей оценкой трудовых условий и её результатами. Продление будет автоматическим при заканчивающемся сроке, но с полным отсутствием профзаболеваний и производственных происшествий за последнее время. Когда нарушения выявляют, срок действия легко прерывается. Если изменения по классу не предусмотрены, копии письменных форм подают повторно.
При этом нет единого закона, который бы говорил, где и как хранятся результаты СОУТ. Поэтому вопрос можно решать на уровне конкретных предприятий. Многое зависит от того, какие отделы отвечают за решение определённых вопросов, связанных с оценкой.
Карты с цифрами по СОУТ хранятся на протяжении максимум 45 лет. До 75 лет расширяется этот срок при выявлении вредных и опасных трудовых условий. Так нужно делать, чтобы быстро отреагировать на непредвиденные ситуации. Все комиссии изучают результаты по СОУТ, поэтому документ стал обязательным.
Сами результаты можно опубликовать на официальном сайте компании. Это даже прямая обязанность руководства. Она снимается только при отсутствии информационного ресурса. Но при согласии все стороны выигрывают, положительный эффект не только в соблюдениях действующих нормативов.
Завершение всех этапов предполагает выпуск приказа. Если необходимы компенсации – указывается, кому и какие предоставляются. Законодательство не говорит об обязательности документа, каждый руководитель сам решает, оформлять его или нет. При его наличии обеспечивается большая прозрачность.
Когда письменную форму утвердят, начинается начисление для льгот, введённых ранее. Иначе у тех, кто занимается контролем, в дальнейшем возникает больше вопросов. Отдельно стоит уделить внимание тому, чтобы сведения о гарантиях и компенсациях вносились в трудовые договора.

Процедура СОУТ. Нормы и правила

Классифицировать трудовые условия можно на оптимальные, допустимые, а также вредные.
Вне зависимости от тяжести условий труда, работодателем в обязательном порядке должна быть обеспечена безопасность по время производственного процесса. Для выявления недостатков и проведения рекомендательных мероприятий и проводится специальная оценка условий труда. Данная процедура осуществляется каждые 5 лет.
На данный момент, специальная оценка условий труда заменила собой процедуру аттестации рабочих мест. Она имела силу до 2014 года.
Для данного мероприятия существует специальная выездная комиссия. Специалисты данной комиссии должны дать положительную оценку тем условиям, в которых трудятся работники предприятия. Положительная оценка заключается в том, что условия признаются оптимальными, либо допустимыми. Также за период в 5 лет на предприятии не должно быть выявлено производственных травм, а также заболеваний, характерных для этого вида деятельности.
Только в случае соблюдения всех требуемых пунктов, комиссия продлевает оценку на последующие 5 лет.
Подобные проверки имеют право выполнять только государственные структуры с аккредитацией.

Подготовительные действия перед Аттестацией

Состав и принцип выполнения спецпроверки находится в рамках ФЗ №426. Закон гласит, что работодатель обязан сам инициировать процесс проверки своего предприятия. Интервал составляет 5 лет, если не относится к следующим случаям:

  • Когда на производстве заново появляются рабочие места;
  • Производственные процессы, губительные для здоровья работников. К ним относится внедрение изменений в процесс производства, а также усовершенствование оборудования;
  • Применение нового сырья, которое может негативно отразиться на организме сотрудника;
  • Производственные травмы во время рабочего процесса, кроме ситуаций, где в инциденте виноваты третьи лица;
  • Если выявленное у работника заболевание непосредственно связано с его профессиональной деятельностью.
В случае, когда на предприятии выявлен один из пунктов, описанных выше, инициируется проведение незапланированной СОУТ.

Последовательность действий при выполнении СОУТ

Правильность выполнения всех мероприятий в рамках СОУТ прописана в таких документах, как Трудовой Кодекс Российской Федерации, ФЗ №426 ст.2, Приказ Минфина РФ N 33н и ряде других регулирующих органах.

Важно соблюсти верную последовательность мероприятия:

  • Руководство предприятия инициирует начало проведения СОУТ. Учреждается проверочная комиссия с утвержденным графиком проведения процедуры;
  • Составляется план рабочих мест, в отношении которых будет выполнена СОУТ;
  • Выбирается специальная уполномоченная организация, с которой предприятие составляет соглашение;
  • Оговаривается дата проведения проверки, в рамках которой выездная комиссия исследует ранее утвержденные рабочие места с применением необходимого оборудования. Члены комиссии выявляют риски, потенциально опасные для работников. На каждое рабочее место составляется специальный протокол, в котором фиксируются данные об условиях труда, безопасных для работника, наличие вредного влияния на здоровье и риск возникновения профессионального заболевания;
  • Проведенная экспертная проверка протоколируется. Члены комиссии отмечают все критерии, относящиеся к условиям труда, выявленные недочеты, которые вписываются в специальную графу по улучшению условий для работников на предприятии;
  • Заполненная и подписанная бумага направляется в соответствующие инстанции, в частности в инспекцию по труду и ведомства по социальному страхованию;
  • Производственный коллектив официально уведомляется о результатах проведенного исследования.

Пример наложения штрафной ответственности

Предметом спора и судебного разбирательства стал факт несчастного случая. Произошел он на производственном предприятии в одном из городов России.

По факту происшествия возбудили дело, стали разбираться и вникать в суть. Оказалось, что плановая СОУТ не проводилась. Возникли вопросы к руководителю организации. Он отказался признавать свою вину, вначале пытался настоять на том, что он невиновен. Упор делался на то, что из бюджета не выделили необходимую сумму на проведение проверки. Тем не менее, был выписан штраф на организацию в размере 60 тысяч рублей, а также непосредственно на руководителя – 5 тысяч рублей.
Руководящие структуры предприятия это не устроило и был направлен иск в суд. Тем не менее, суд также встал на сторону проверочной комиссии, отметив, что необходимые средства нужно было учесть в бюджете заранее. Стоимость инспектирования одного рабочего места не высока и составляет 2 тысячи рублей.
По итогам судебных заседаний, предприятие было признано виновным в причинении ущерба своему работнику. В аннулировании штрафа было отказано.
Говоря о компенсациях и льготах, которые полагаются сотрудникам – необходимо подавать эту информацию заблаговременно до начала проведения спецпроверки. Если проверка назначена на одну дату, а начисление сотрудникам льгот уже позже, сразу возникнут вопросы и будут дополнительные проверки. Также необходимо вносить данные в трудовые договора о том, какие сотрудники получают компенсационные выплаты.
Стоит отметить, что хранить документы по предприятиям с оптимальными и допустимыми условиями труда необходимо 45 лет, а по предприятиям с вредными условиями труда срок хранения бумаг составляет 75 лет.

СОУТ рабочих мест в Туле

ГК “Профи” поможет решить вопрос с проведением специальной оценки условий труда предприятиям и организациям Тульской области. С 2014 года данная процедура заменила аттестацию рабочих мест.
Она представляет собой комплекс исследовательских мероприятий. Их целью является расчет профессиональных рисков, выявление вредных и опасных производственных факторов, степени их воздействия на здоровье сотрудников. К проведению специальной оценки условий труда организации допускаются компании, которые располагают соответствующей технической базой и прошли аккредитацию в надзорных органах.

Выполнение работ

Инициатором проведения спецоценки условий труда выступает наниматель. Анализу подлежат все рабочие места штатных сотрудников. Исключение составляют внештатные специалисты и работники, которые трудятся дистанционно. Процедура проводится каждые пять лет.
На этапе подготовки работодатель заключает договор на проведение специальной оценки труда с аккредитованной компанией, предоставляет на изучение информацию о деятельности компании, данные по количеству рабочих мест. По приказу руководства предприятия создается комиссия, в которую входит инженер по охране труда и представитель профсоюза.
На следующем этапе проводятся необходимые исследования с применением измерительных инструментов и оборудования, определяются факторы, которые являются вредными или несут потенциальную опасность для здоровья. Для каждого рабочего места составляется карта согласно классификатору условий труда. Они могут быть оптимальными, приемлемыми, допустимыми, вредными. В рамках мероприятия оценивается уровень профессиональных рисков при выполнении сотрудниками технологических операций.
После обработки результатов СОУТ будет подготовлен отчет, который утверждается рабочей комиссией. В заключении экспертной компании содержатся рекомендации по улучшению условий труда на предприятии.
Документ с результатами проверки работодатель обязан предоставить в трудовую инспекцию и органы страхования.
Информацию об итогах оценки условий труда СОУТ необходимо обнародовать в течение 30 дней.

ООО «Центр Охраны Труда «Профи» Контакты:
Адрес: ул. Луначарского, д.1, оф.305 300044 Тула,
Телефон:+7 (4872) 337-131, Электронная почта: info@profitula.ru