У работодателя, независимо от вида организации, масштаба деятельности и особенностей экономической формы, есть обязанность проводить оценку и управлять рисками в профессиональной сфере. Данная обязанность регламентирована ст. 209 и 212 ТК РФ, а также типовым положением о СУОТ, разработанным Министерством труда. Можно ли провести такую процедуру самостоятельно или не обойтись без услуг специализированной компании?
Да, провести оценку своими силами допустимо. На данный момент нет обязательных норм об особенностях оценки уровня профессиональных рисков. Именно поэтому предприятие может выполнить необходимые действия самостоятельно или воспользоваться услугами сторонней организации.
Если вы приняли решение действовать самостоятельно, укажите в локальных документах соответствующий пункт.
Прежде всего, составьте регламент проведения процедуры. Далее определите потенциальные опасности и составьте соответствующий реестр. В документе должны быть перечислены возможные опасности на рабочих местах, степень вероятности их появления, мероприятия, которые принимаются для уменьшения риска. Опасности должны перечисляться по уменьшению риска.
Еще один документ – план мер по исправлению рисков. Укажите мероприятия, которые нужно проводить для уменьшения степени риска или его полного устранения. Укажите ответственное лицо за каждую меру, сроки проведения мероприятий, особенности финансирования.
Результаты проведения процедуры по оценке должны быть указаны в соответствующем отчете. Обязательной нормы о наличии плана мер и отчетного документа нет, однако подразумевается, что процедура оценки должна быть задокументирована.
Процедура управления включает в себя следующее:
Точная процедура не регламентирована законодательством. Если вы решили проводить все мероприятия своими силами, рекомендуется разработать свой алгоритм или воспользоваться приведенной ниже готовой инструкцией.
Для этого проводятся специальные мероприятия для уменьшения вероятности риска. К таким мероприятиям относится следующее:
План мероприятий позволит уменьшить риски в офисе или на производственном предприятии, в результате чего деятельность сотрудников становится более безопасной, уменьшается риск возникновения производственных травм и профессиональных заболеваний. Помните, что отказ проводить оценку чреват штрафами со стороны контролирующих организаций.
После того, как степень профессиональных рисков была снижена, нужно провести оценку повторно. Далее следует снова установить уровень возможной опасности, а также продумать мероприятия для контроля такого уровня. Это требуется для того, чтобы он оставался в пределах допустимых или приемлемых значений.
Таким образом, оценка рисков в сфере профессиональной деятельности – это процедура, которую каждый работодатель должен проводить регулярно, в обязательном порядке. Вы можете провести ее своими силами, для этого потребуется разработать план и собрать комиссию. При проведении оценки важно привлекать специально обученных сотрудников, в большинстве случаев обучение проводится силами сторонней организации. Еще один вариант – полностью отдать оценку на аутсорсинг, то есть воспользоваться услугами сторонней компании. В этом случае необходимо сотрудничать со специализированными организациями, которые имеют лицензию и аккредитацию.